Экскурсия по Санкт-Петербургу.
Петровская набережная.

Автор: Федор Погорелов

Ц

икл экскурсий по Санкт-Петербургу Федор Погорелов продолжает на Петровской набережной — это всего несколько домов вдоль полноводного течения Невы, но с одним из лучших видов в городе и невероятным историческим значением.

Петровская набережная получила свое название в год двухсотлетия Санкт-Петербурга и в честь основателя города. Набережная императора Петра Великого прожила с таким именем 30 лет; с 1930-х титул сократился до современной версии.


Изначальное название — Троицкая — было связано с первым центром Санкт-Петербурга. На месте нынешней Троицкой площади молодой царь начал строительство основной административной и торговой части города. Там возникли Троице-Петровский собор (был снесен в 1933 году), Гостиный двор, таможня, рынок, типография, ресторан, Сенат, Синод, коллегии.


После того как в 1714 году деревянный Петропавловский собор закрылся (для строительства каменного храма), именно в Троицкой церкви проходили все торжественные государственные богослужения. А рядом с ней плотники сколотили для государя первое гражданское здание на Неве, которое известно сейчас как домик Петра. Для строительства использовали тесаные сосновые бревна, традиционные для русской избы; крыша была крыта дранкой, напоминающей черепицу.

Современный вид набережной начал оформляться в 30-е годы прошлого века, когда с двух сторон практически одновременно пошла застройка жилыми домами. С западного края набережная начинается так называемым Домом политкаторжан (1929-1933, архитекторы Григорий Симонов, Павел Абросимов, Александр Хряков). Идея строительства принадлежит Давиду Трилиссеру, председателю ленинградского отделения Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Это был один из первых домов-коммун в Ленинграде, очевидный ответ на создаваемые заново стандарты быта. Питаться предполагалось в столовой на первом этаже, поэтому квартиры планировались без кухонь. Рядом со столовой располагались детский сад, библиотека, зрительный зал, клуб и даже музей каторги. На крыше — солярий с душем. Вид из окон квартир открывался роскошный: акватория Невы и Петропавловская крепость. Судьба первых жильцов трагична: в годы Большого террора 132 из 144 семей были репрессированы.

С востока набережную закрывает дом наркомата ВМФ с колоссальными статуями военных моряков на крыше — официально эта скульптурная группа называется «Матрос и кораблестроитель» (архитекторы Евгений Левинсон, Игорь Фомин; скульптор — Яков Троупянский). Левое крыло дома изначально предназначалось для высшего командного состава. Адмиральские квартиры — до четвертого этажа, выше планировалась гостиница. Изначально проект здания насчитывал одиннадцать этажей, но уже на стадии возведения седьмого дом начал «ходить» — все-таки близость широкого течения Невы влияет на зыбкость местных почв. В здании жили инженер-контр-адмирал Петр Папкович, разрабатывавший первые советские лесовозы и теплоходы и преподававший в Военно-морской академии, подводник Ярослав Иосселиани, капитан подлодок «М-111» и «С-17», герой Советского Союза, автор мемуаров «Огонь в океане». В соседях были представители творческих профессий: выдающийся представитель деревенской прозы Федор Абрамов и легендарный актер Большого драматического театра Кирилл Лавров.

Эклектики набережной добавляет особняк великого князя Николая Николаевича-младшего, последний великокняжеский дворец, построенный в Санкт-Петербурге в 1910-1913 годах. Архитектор Александр Хренов работал в разных стилях — от эклектики до модерна, а для великого князя, с которым дружил много лет, выбрал неоклассицизм. Николай Николаевич окончил Николаевское инженерное училище, во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов форсировал Дунай и принимал участие в штурме Шипкинского перевала. Был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». В начале Первой мировой войны был назначен Верховным главнокомандующим (в 1915 году должность перешла к Николаю II). После начала Гражданской войны переехал в Крым, оттуда — в Италию, а затем во французский Антиб, где и скончался в 1929 году.


После революции в здании дворца находился государственный институт по изучению мозга, в котором работали Владимир Бехтерев и Иван Павлов. С 1971 года после слияния этого учреждения с Институтом физиологии в особняке открылся Институт озероведения, сотрудники которого внесли немалый вклад в изучение Ладожского и Онежского озер. С 1985 по 2000 год в здании располагался Дворец бракосочетания, а после его закрытия в особняк въехал аппарат полномочного представителя президента России в Северо-Западном федеральном округе.

Венец набережной — дом, который ленинградцы не без оснований прозвали «Дворянским гнездом». Памятник архитектуры времен оттепели построен к 50-летию Октябрьской революции, авторы — Виктор Белов, Анатолий Говорковский, Анна Лейман. Квартиры с видом на Летний сад получили представители творческой элиты Ленинграда. Тут поселился главный режиссер БДТ Георгий Товстоногов, его сестра Натэлла с мужем, актером того же театра Евгением Лебедевым. Также в соседях у великого режиссера были актер Владислав Стржельчик и дирижер Евгений Мравинский. Перед домом стоят памятники Георгию Александровичу и еще одному жильцу «Дворянского гнезда» Андрею Мыльникову, автору самого знаменитого портрета Ленина, который был изображен на занавесе зала заседаний Кремлевского дворца съездов. Композитор Андрей Петров получил тут квартиру одним из первых, на последнем этаже; именно в «Дворянском гнезде» была написана музыка для фильмов «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово», «Забытая мелодия для флейты».


Перед архитекторами Беловым и Говорковским стояла непростая задача: построить так, чтобы не помешать восприятию первой гражданской постройки в Санкт-Петербурге — домика Петра I. В том числе поэтому первый этаж сделали прозрачным — там разместился Петровский универсам, одна из важнейших точек ленинградской торговли. Тут до начала 70-х стояла черная икра в бочках, продавалась редкая жевательная резинка «Ну, погоди», а финские туристы, приезжавшие на «Аврору», к неудовольствию местных жителей сметали ржаной хлеб. Директор универсама Серафима Лесман заказала молодому художнику Сергею Коваленкову три мозаичных панно на тему достижений советской торговли. Панно были закончены в 1969 году, примерно 40 лет спустя мы их заметили и полюбили. Сине-бело-голубые рисунки прославляют близкие даже нам традиционные ценности вроде черного каравая и разом напоминают гжель, делфтские изразцы и португальские азулежу. Наивная цитата из Пушкина («Все флаги в гости будут к нам») удивительно тонко перекликается с гаванскими ромом и сигарами, венгерскими винами, болгарскими сигаретами, «мартовским» пивом и просто урюком, которые нам обещает мозаика.

Памятник советскому художнику А.А. Мыльникову, одному из жильцов дома на Петровской набережной в Санкт-Петербурге. Фото автора
Памятник Г.А.Товстоногову напротив так называемого дома "Дворянское гнездо" в Петербурге, в котором жил режиссер. Фото автора